Хотя экономическая блокада — изобретение не новое, именно XX столетие стало, помимо прочего, веком санкций. В немалой степени этому способствовали глобализационные процессы, создание Организации объединенных наций — и появление ядерного оружия, существенно затруднившее прямые военные конфликты. Вопреки расхожему мнению, политика санкций далеко не всегда была неэффективна. И сегодня, когда санкционное давление со стороны ЕС и США является одним из важнейших инструментов в борьбе с военно-политической экспансией РФ, важно учитывать как позитивный, так и негативный опыт, накопившийся за полвека.

В 1965 году Южная Родезия провозгласила независимость, однако, в отличие от большинства бывших колоний, отказалась от введения всеобщего избирательного права. В стране сформировалось правительство белого меньшинства, и новое государство не было признано ни Великобританией, бывшей метрополией, ни Организацией объединенных наций. Вскоре в Родезии началась партизанская война, в которой основную роли играли организации ЗАНУ во главе с Робертом Мугабе (получал помощь от КНР) и ЗАПУ Джошуа Нкомо (ориентировался на СССР).Вскоре после этого ООН начала вводить санкции против Родезии. В терминологии сегодняшнего дня, самый серьезный санкционный пакет содержит резолюция Совета безопасности ООН S/RES/253 от 29 мая 1968 года. Предписываемые там меры назывались блокадой, и не без оснований:

— Совет безопасности ООН отказывался признавать родезийское правительство.

— Великобритании не просто давалось право, но даже предписывалось «принять меры» для прекращения незаконных действий новых властей.

— Государства — члены ООН призывались помогать вооруженному сопротивлению.- Поставки оружия запрещались.- Любая торговля с Родезией запрещалась, причем запрещалось на родезийской территории вести хозяйственную деятельность гражданам третьих стран.

— Запрещалось принимать воздушные суда Родезии в аэропортах иных государств.- Запрещались денежные переводы в Родезию.

— Запрещалось впускать в пределы своей суверенной территории любое лицо, пользующееся паспортом, выданном властями Родезии.

— Исключение делалось лишь для медицинских товаров, оборудования для школ, пенсий и, в крайнем случае, допускались поставки продовольствия по «гуманным» соображениям. Казалось, предпринятые меры были просто убийственными. Однако на деле экономика Родезии в первые санкицонные годы не только не рухнула, но и демонстрировала рост. Этот феномен многократно высмеивался в родезийской прессе и в родезийских популярных песнях, однако главной причиной, конечно же, был не «дух Родезии», о котором говорилось в некоторых публикациях. Ключевую роль сыграла когда открытая, а когда и тайная поддержка соседних стран — Южно-Африканской Республики и португальского Мозамбика.

Родезийские товары успешно продавались под южноафриканскими этикеткам. Кроме того, ЮАР оказывала значительную военную поддержку, помимо прочего, передав в аренду транспортные и боевые вертолеты. Их наличие резко повысило мобильность родезийской пехоты; воздушные рейды и десанты стали одним из наиболее эффективных средств борьбы с силами Мугабе и Нкомо.

В этих условиях, вышеперечисленные, крайне жесткие санкции не давали существенного эффекта.

Однако ситуация резком изменилась во второй половине 1970-х годов.

В 1974 году в Португалии пал режим «Нового государства», Мозамбик стал независимым, и занял резко негативную позицию в отношении правительства Яна Смита. В Мозамбике стали создаваться базы ЗАНУ и ЗАПУ, что резко повысило напряжение по всей восточной границе. Использовать ЮАР как перевалочный хаб также становилось все труднее, ибо против Южной Африке тоже вводились новые санкции. Сказывалась и усталость от многолетней войны, резервистов начали регулярно призывать на службу. (В связи с чем появилось выражение: «каждый родезийский мужчина — это солдат, который одиннадцать
месяцев в году находится в отпуске»). Наконец, сократилась и военная поддержка ЮАР. По одной из версий, южноафриканское правительство, под давлением Лондона, было вынуждено затребовать назад сданные в аренду вертолеты. А без них вести эффективные боевые действия было уже очень тяжело.

Вследствие всех этих факторов, Ян Смит был вынужден пойти на переговоры. В 1979 году Родезия была символически возвращена под власть британской короны, после чего там прошли всеобщие выборы, и родезийское государство сменила новая республика, Зимбабве-Родезией, вскоре преобразованная в просто Зимбабве.

Роберт Мугабе, победивший на выборах 1980 года, управлял этой страной до 2017 года.